Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

7 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

10 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

23 комментария
23 февраля 2017, 10:00 • Политика

Россияне стали лучше понимать, что значит армия

Россияне стали лучше понимать, что значит армия
@ Savok.name

Tекст: Петр Акопов

День защитника Отечества относится к числу знаковых праздников. Потому что по тому, как народ относится к своей армии, можно судить об очень и очень многом. В том числе и о моральном здоровье нации, и об атмосфере в обществе. И, судя по последним опросам, ценностные ориентиры у общества все больше приходят в норму.

С тем, что русская армия в последние годы изменилась, согласны практически все. Даже самые упертые «борцы с режимом» признают это хотя бы своим красноречивым молчанием на армейскую тему. Армией больше не пугают ни матерей, ни детей даже в тех «интеллигентных» кругах, где еще в середине прошлого десятилетия это было признаком хорошего тона. Да, в обществе теперь царят куда более патриотические настроения – но изменилось не только отношение к армии, но и сама армия.

Отношение к воинской службе является одним из важнейших признаков душевного здоровья любого общества

Изменения стали следствием тех реформ, которые проводились тремя министрами обороны: готовились при Сергее Иванове, проводились при Анатолии Сердюкове и продолжаются при Сергее Шойгу. Плоды реформ видныэто и наведение порядка с дедовщиной (этой «вечной болезнью русского рабского сознания», как еще недавно внушали нам борцы с авторитаризмом во всех его проявлениях), и уменьшение срока службы до одного года, и избавление военнослужащих от занятий по чистке картошки или уборке территории, и перевооружение, и реформирование самой структуры ВС с упором на создание боеспособных и мобильных подразделений, и уменьшение числа призывников.

Сейчас из 800 тысяч численности Вооруженных сил у нас чуть больше половины – контрактники. Так что далеко не все желающие попасть в армию по призыву могут это сделать. Особенно это касается кавказских республик. Армия стала армией – и военнослужащие занимаются в ней выполнением своих прямых обязанностей. Учатся защищать Родину. И не только учатся, но и воюют.

Но эти изменениялишь фундамент. Чтобы изменилось отношение общества, нужны были и изменения в самом обществе. И они произошли. Через август 2008-го, через Крым и войну в Донбассе, через Сирию, через жесткую конфронтацию с Западом – люди стали лучше понимать, что значит для России ее армия.

Но дело не только в осознании того, что армия защищает страну от реальных и все более понятных каждому угроз, к возвращению в массовое сознание понятия долга, мужественности и чести. Изменился и прагматический подход к воинской службе. Сильно вырос ее престиж, понимание того, что она снова становится одним из вариантов вполне успешной карьеры. Причем как в самих Вооруженных силах, так и в силовых структурах и спецслужбах, будь то Национальная гвардия или ФСБ.

Кроме того, хотя официально норма, согласно которой брать на госслужбу в органы власти предполагалось только прошедших армию (или военную кафедру), и не была принята, все же к тем, кто не служил (явно по непонятным причинам), относятся уже более пристально.

Армия снова стала своей, а служба в ней снова стала естественной. Это проявляется и в цифрах опроса, который провел ВЦИОМ.

Почти половина, 46 процентов опрошенных, сказали, что испытывают чувство уважения к нашей армии, 39 процентовчто гордятся, каждый четвертый чувствует доверие к Вооруженным силам (вопрос допускал более одного варианта ответа). Лишь по четыре процента сказали о своем недоверии и разочаровании Российской армией. Но самыми важными стали ответы на другой пункт опросного листа.

На вопрос «Хотели бы видеть в рядах Российской армии своих близких родственников?» 64 процента ответили «да». И только четверть опрошенных сказали «нет». Если мы посмотрим на цифры начала столетия, то увидим огромные изменения. В 2002 году все было ровно наоборот – только 20 процентов говорили «да», а 70 процентов не хотели видеть своих детей, мужей и братьев в армии.

Даже еще семь лет назад, в 2010-м, соотношение было не в пользу службы – 36 за на 50 против. Перелом произошел в 2012-м – и это было связано с тем, что уже стали сказываться последствия армейской реформы: 52 были за, а 40 – против. И вот сегодня мы имеем 64 на 25 – результат очень хороший.

Подтверждающий, что мы возвращаемся не только к нормальному, естественному отношению к собственной армии, но и к нормальной, здоровой атмосфере в обществе. Потому что если граждане не хотят служить в армии, то это плохо характеризует не только власти, но и самих граждан. Да, в армии может быть плохо, неустроенно, неправильно, возмутительно – но это армия твоей страны, твоего народа.

И нежелание идти на службу или посылать на нее своих родственников, зафиксированное в начале XXI века, говорило не только о том, что в армии царила дедовщина, она воевала в Чечне и была полуразваленной – но и о том, что люди не отождествляли себя со своей армией, с народом, с государством. То есть свидетельствовало о распаде общества, страны, цивилизации. О гибели России.

И то, что мы смогли переломить эту тенденцию, вернуть веру в свои силы и свою армию, в свою страну, имеет не меньшее значение, чем другой перелом – в демографической кривой, в росте рождаемости в нашей стране. Если русские рожают детей, если они хотят, чтобы те служили и защищали свое Отечество – значит, самое страшное мы уже оставили позади. Преодолели, переломили, прошли.

..............